Go to content Go to navigation Go to search

Два — два с половиной года (часть II)

октября 8, 2008 by admin

Постепенно ум ребенка развивается и смелеет. Малыш начинает интересоваться все более сложными вещами. Он набрасывается на новые предметы, удивляется странным словам, он проверяет себя в незнакомой обстановке, сравнивая ее с уже имеющимся опытом, делает выводы. Например, Жиль хочет ложиться спать с новой игрушкой. Мама не разрешает. Она берет игрушку и кладет ее на стол. Жиль ничего не говорит. Он ждет, когда мама уйдет из комнаты, когда заснет сестра, чтобы встать, взять игрушку и положить ее под подушку. Мама найдет ее там на следующее утро. Таким образом, мальчик заметил: после слов «спокойной ночи» мама уже не возвращается в комнату, спящая сестра не слышит его осторожных движений. Он сделал вывод: «Чтобы осуществить свое желание, достаточно подождать». Малыш понял это сам. Величайшее открытие! Ведь раньше ему могли помочь только его руки.
В полуторагодовалом возрасте ребенок еще не знал пути к предмету, лежащему на столе. В двухлетнем возрасте он подтаскивал стул, забирался на него, брал предмет и бросал его. Если малышу не удавалось провести «операцию», то у него еще не возникала мысль: «Подождать, а затем осуществить свое желание». Теперь же ребенок может ждать того момента, когда он сможет удовлетворить свое желание. Ребенок находит решение уже не только путем слепого поиска, но и благодаря размышлению. Такому достижению способствовало развитие речи.
Когда ребенок овладевал речью, его сознание развивалось очень быстро. Роль разговорного языка в развитии сознания ребенка так велика, что дети, из-за болезни не умеющие говорить или ограниченные в разговорной речи, отстают в интеллектуальном развитии (от нормы) порой на несколько лет.
У двухлетнего ребенка появляется последовательность мышления, например способность запомнить два задания. Он понимает: «Иди скажи спокойной ночи и ложись спать»; «Положи салфетку и выходи из-за стола». Выполнить одно действие, а затем другое означает появление у ребенка чувства количества. Девочка протягивает руку, чтобы ее вымыли, и сразу же для этого подставляет другую руку.
Двухлетний ребенок в состоянии делать выводы. После укола в поликлинике дочь получила от мамы конфетку за то, что не плакала. Спустя два дня дочка говорит маме: «Еще укол, еще конфетку».
Мышление ребенка и его речь сливаются в одном направлении, и уже нельзя говорить о них вне связи одного с другим.
Постепенно малыш все больше «оттачивает» свои фразы, в них начинают появляться повелительное наклонение и отрицание. Они возникают чаще всего еще в странной форме, например: «Мама не купать Корину». Появляется много уточняющих слов, таких, как «хватит», «больше», «меньше», «еще». Полные фразы малыш произносит с явным удовольствием. Однако заметно, что его интересуют не столько названия предметов, сколько их существование. Он так часто задает вопрос: «Почему?», что в конце концов сам привыкает к словам: «Потому что».
К трехлетнему возрасту в речи малыша начнут активно появляться прилагательные. Но об этом поговорим позже.
«Как изменился наш ребенок!»—такие слова можно часто услышать от родителей двухлетнего малыша.
Ни в каком другом возрасте эта фраза не будет так справедлива, как в отношении двухлетнего ребенка, особенно при сравнении с тем состоянием, которое было шесть — девять месяцев назад.
Умение говорить полностью изменяет жизнь ребенка. До сих пор он жил изолированно в своем маленьком мире. Благодаря речи он стал проникать в ваш мир, познавать мир взрослых. До овладения речью только родители могли понимать малыша, потому что они привыкли к его лепету. Теперь же ребенок может общаться со многими людьми.
Спрашивать, объясняться, подражать, отвечать, а также другие новые возможности вселяют ребенку двух с половиной лет уверенность в себе, придают непринужденность. Он очень доволен этим новым состоянием своей независимости. А помните, как он сердился, когда учился ходить?
Умение ходить и говорить помогли малышу стать полноправным членом своей семьи. Обычно к этому возрасту малыш так хорошо осваивается в своей среде, что его родители в этот период начинают думать о рождении еще одного ребенка.

Комментарии закрыты.