Go to content Go to navigation Go to search

От восемнадцати месяцев до двух лет (часть II)

октября 7, 2008 by admin

После года ребенок начинает многое понимать, и с каждым днем он будет понимать все больше и больше. Но он еще не может определить свои права. Чтобы малыш понимал, что нельзя открывать коробочку и рассматривать ее содержимое или вскрывать будильник и выяснять, что в нем тикает, ему надо объяснить с помощью слов и выразительной мимики. Но не требуйте от ребенка слишком многого. Его способность понимать все-таки еще не так велика, как можно подумать, глядя на его решительный вид. Если вы не хотите, чтобы малыш ходил в одну из комнат, сделайте это невозможным для него с помощью вещественного препятствия, а не словесного запрета.
И не ругайте малыша слишком сильно, когда он допустит какую-нибудь глупость. Ваш гнев обеспокоит его и напугает. Если в этом возрасте часто ругать ребенка, кричать на него, то в конце концов можно внушить ему чувство виновности.
Впрочем, родители обычно не относятся серьезно к многим поступкам ребенка этого возраста. А для малыша его действия — увлекательные открытия. Например, ребенок передвинул что-то из мебели, чтобы найти свой мяч. Возможно, что родители на это не обратят внимания, однако малыш проявил большую изобретательность.
Если вы ругаете ребенка за его неуклюжие действия, то пусть ваш гнев не будет пропорционален стоимости разбитого предмета. Для малыша нет никакой разницы между дорогой вазой и обычной чашкой.
Не называйте ребенка все время плохим. В конце концов он решит, что его так зовут. В этом возрасте ребенок не может быть плохим. Прикасаться ко всему — это его способ изучения, поэтому упрекать малыша в таком методе познания жизни все равно что упрекать голодного человека за то, что он ест поставленную перед ним пищу. Большинство взрослых людей тоже любят трогать то, что видят впервые. Доказательством тому служат надписи во всех музеях мира: «Руками не трогать!»
Таким образом, под правильным руководством своей мамы ребенок обретает ловкость. К своему второму дню рождения он уже умело пользуется своими руками, ловко управляет своим телом, становится более понятливым и общительным.
Но не все дети развиваются одинаково. Один начинает ходить в девятимесячном возрасте, а другой малыш свой первый шаг делает только к тринадцати месяцам; одна девочка к четырем месяцам может не уметь улыбаться, в то время как другая уже в два-три месяца узнает окружающих ее людей. Все эти девочки и мальчики— нормальные дети, но только они разного телосложения, темперамента, по-разному у них проходит процесс приобретения навыков, точно так же как не у всех детей одинаково прорезаются зубы.
Нельзя сравнивать детей и по развитию речи. Один ребенок двух лет знает двадцать слов, а другой — пятьдесят. Однако общим, существенным для их речи признаком является употребление глаголов, которыми дети широко пользуются. И это естественно, так как малыш находится в возрасте активного развития, поэтому он пользуется словами, выражающими действие. Вначале он употребляет глаголы в инфинитиве: «мальчик играть», «папа приходить» и т. д. Изменять глаголы по лицам и временам малыш научится позже. А пока его фразы еще очень коротки, они состоят в основном из одного-двух слов плюс глагол. Например: «Папа открывать тик-так» (часы). На предыдущем этапе эта же фраза состояла из одного слова.
Подобный «детский» язык продолжается шесть — двенадцать месяцев. Этот период может продолжаться дольше по вине самих родителей. Некоторые мамы и папы усваивают «детский» язык своего ребенка под тем предлогом, что малыш лучше его понимает. Эти родители допускают серьезную ошибку.
Малыш говорит «пуп», потому что не умеет произносить «суп», но он прекрасно понимает, что суп — это жидкость, которой мама его кормит. Постепенно, слушая правильное произношение слова «суп», он сам научится произносить это слово. Если же окружающие люди искажают слова, то и ребенок будет бесконечно повторять: «пуп», «ам-ам», «бо-бо» и т. д. Это большое упущение родителей.
В этом возрасте ребенок начинает интересоваться названием окружающих его предметов. Он радуется, когда слышит новые слова. А некоторые слова просто очаровывают малышей. Например, один двухлетний мальчик переставал плакать, как только произносили слово «салатница».

Комментарии закрыты.