Go to content Go to navigation Go to search

Новые «открытия» (часть I)

октября 7, 2008 by admin

Во время обучения ходьбе малыш ощутил свое тело. Теперь он начнет им интересоваться. Если он увидит у себя на руке маленький прыщик, то будет его рассматривать. А когда прыщик подсохнет, малыш может горько плакать, так как, возможно, ему будет казаться, что он что-то потерял. Не меньше беспокоит такого ребенка царапина на ноге или капля крови на его теле.
В возрасте между годом и полутора годами понятливость малыша развивается галопом. Она прогрессирует ежедневно, а слов для ее выражения еще нет. Например, Жерому пятнадцать месяцев. Он четко говорит лишь два слова, но, когда мама просит его принести красный платочек, который лежит у него в кровати, он идет к кровати, поднимает подушку и берет именно красный платочек, хотя рядом лежал еще и желтый платочек, но он его не трогает. Малыш очень доволен, он выполнил просьбу мамы. Таких примеров можно привести немало.
У ребенка чаще всего не наблюдается в это время большого прогресса в развитии речи. Чтобы его поняли, он пользуется своими тремя-четырьмя слогами, придавая им самый различный смысл с помощью жестов и мимики. Когда малышу что-то не нравится, он качает головой или свое отрицание («нет») показывает рукой.
Понятливость ребенка в этом возрасте опережает его умение говорить еще и потому, что мама постоянно в его присутствии комментирует все его поступки и жесты.
Можно сказать, что в ожидании возможности вести диалог многие мамы произносят монологи. Послушайте их беседу с ребенком во время приготовления к завтраку: «Потерпи, малыш, скоро завтрак будет готов. Не вертись, я принесу пюре. Вот оно. Ой, какая красивая салфеточка с котиком! Посмотри, малышка, на котика! Подожди, я принесу яблоко…» и т. д. и т. д. Разумеется, речь идет о разумной, счастливой матери. Но некоторые мамы молчат…
А малыш, покоренный и очарованный словами мамы, слушает их, потому что они звучат для него словно музыка. Он пытается вторить маме, возможно что-то напевая. Затем постепенно ухо ребенка начинает улавливать слова. Услышав знакомые слова, он начинает понимать, что означает слово «котик», «яблоко», «пюре». Потом он начинает узнавать те предметы, которые эти слова обозначают, и в один прекрасный день он сможет сам пойти за яблоком, если мама его попросит.
Когда мама увидит, что ее ребенок стал смышленым и уже многое понимает, она начинает приучать малыша (и как можно скорее) к чистоплотности.
Мама начинает учить ребенка ходить на горшок в определенные часы. Не всегда легко ему это дается, так как он привык это делать без всякого расписания, в пеленки. Обучение чистоплотности проходит для матери также с трудностями. В лучшем случае, то есть тогда, когда мать не делает ошибок, малышу порой требования мамы кажутся нелогичными.
Ласково, чтобы подбодрить малыша, мама просит его сходить на горшок. А когда он это сделает, его хвалят, но сразу же освобождают этот горшок, который он с такой гордостью наполнил. Согласитесь, что этого достаточно, чтобы нарушить те представления, которые совсем недавно приобрел ребенок.
Обучение чистоплотности потребует от ребенка немалых усилий, а от матери — большого понимания, терпения и ласки. Если мать берется за это дело правильно, если она руководит обучением малыша гибко, то все идет хорошо, и ребенок, научившись чистоплотности, будет гордиться тем, что преодолел такие трудности (в восемнадцать месяцев, так же как и в восемнадцать лет, преодоление препятствий очень обогащает). Малыш счастлив видеть радость мамы, к тому же ему самому приятнее быть без подгузников.
В процессе обучения чистоплотности многие матери допускают ошибки. Некоторые слишком спешат, так как считают, что очень раннее приучение ребенка к чистоте свидетельствует о правильном воспитании. Другие матери слишком строги. Они ругают ребенка, который не очень быстро учится чистоплотности. Некоторые мамы, панически напуганные микробами и фанатично борющиеся за гигиену и порядок, делают брезгливое выражение, освобождая горшок своего малыша.
Наконец, некоторые мамы, наоборот, ожидая «продукцию», выражают радость, граничащую с восторгом. Ребенок восседает на горшке в окружении семьи, являясь предметом бесконечных шуток. Подобная ситуация оправдывает шутку о том, что первое слово, которое слышит малыш,— это слово «кака». И в этом нет большого
преувеличения.
Последствия неправильного обучения чистоплотности бывают различными. Свой отказ делать то, о чем его просят, ребенок может выразить двумя способами: пачкать пеленки или сдерживаться. Второй способ опасен тем, что у малыша появляется запор. Когда же он пытается освободить желудок, то при запоре появляется боль. Малыш еще сильнее начинает сдерживаться, прочно закрепляя запор желудка. Чтобы вылечить ребенка от запора, мать делает промывания, использует свечи и т. д. Образуется заколдованный круг. «Сеанс» с горшком превращается в каждодневную пытку.
Мать, чаще всего из-за своей непонятливости ставшая виновницей подобного явления, не останавливается на полпути, она продолжает допускать ошибки. Сцена с горшком становится семейной, во время которой все вмешиваются, каждый из членов семьи предлагает новое средство, чтобы добиться результата…
Угрозы: «Ты не будешь играть…», «Ты не пойдешь гулять…», «Ты не получишь есть, если не…»
Награды: «Малыш получит красивую куклу, юлу, если…»
Попытки пристыдить: «Быть грязным в твоем возрасте — как не стыдно!» и т. д.
Точно такую же сцену можно наблюдать в некоторых семьях во время еды, когда ребенок отказывается есть. Отличается только конечная цель. В обоих случаях сопротивление ребенка может достичь необычайных размеров.(Небольшое сопротивление вполне нормально. Это доказывает, что у ребенка есть характер и его не всегда можно заставить сделать что-либо против его желания. Ребенок, у которого нет индивидуальности, не реагирует ни на что. В конце концов, именно сила сопротивления, правильно воспитанная, помогает ему преодолевать препятствия.)
У малыша появляется желание ударить или поцарапать тех, кто так неловко пытается заставить его сделать что-то против его желания. Он злится, яростно дергает за волосы мать, щиплет ее и даже кусает. Подобная агрессивность и тогда проявляется очень сильно. Но она быстро пройдет, если мать отнесется к ребенку с пониманием и гибкостью. Если же агрессивность продолжает проявляться после двух лет (в грубых жестах и действиях по отношению к матери, братьям, сестрам), необходимо посоветоваться с педиатром.
У педантично чистоплотной матери ребенок ведет себя по-другому. Он, так же как мать, начинает панически бояться микробов, становится чрезмерным чистюлей. Малейшее пятнышко ОТ молока причиняет ему страдания. Слишком доверившись матери, он утрачивает природное стремление сопротивляться и постепенно становится очень робким. Возможен и такой случай, при котором, столкнувшись с трудностями адаптации к новым условиям, ребенок становится неряхой, особенно тогда, когда начинает ходить в школу.
Некоторые дети, заметившие значение, которое занимают в семье сцены с туалетом, начинают излишне интересоваться своей продукцией». Они как бы сознательно не хотят быть чистоплотными, им нравится атмосфера грубоватых шуток, они получают от них удовольствие.
Наверное, вам понятно, почему мы говорим о чистоплотности в этом разделе, а не в главе, посвященной гигиене ребенка. Потому что эта проблема выходит за рамки ванной комнаты в основном так же, как и отнятие малыша от груди затрагивает гораздо более нажные вопросы, а не только приготовление пищи.
Едва заметив выражение лица мамы (довольна она тем, что он сходил на горшок, или расстроена из-за испачканных пеленок), ребенок начинает понимать: «хорошее» — это нравится маме, а плохое» — это ее огорчает. Начинается зарождение моральных устоев. Маленький человек страдает при виде маминой грусти, к тому же он боится потерять ее любовь. Некоторые матери злоупотребляют этим детским чувством и воспитывают малышей с помощью слов: «Мама плачет из-за тебя», «Мама больше тебя не
любит» и т. д.
Только при правильных действиях мамы малыш будет прилагать больше усилий, чтобы доставить ей удовольствие. Постепенно ребенок учится владеть собой.
Когда ребенок учится ходить, он узнает о том, что существуют запреты. Отныне чаще всего он слышит от мамы слово «Нет» или «Нет, не ходи сюда!», «Нет, не делай этого!», «Нет, не трогай это!». Таким образом, едва став независимым, малыш узнает о том, что его свобода ограниченна.
Умение заставить себя понравиться маме, сдержать какой-либо жест или движение обогащает ребенка необходимым опытом. Так постепенно он учится послушанию.
Все взаимосвязанно. Мама открывается с неизвестной ему стороны. До сих пор она почти все позволяла малышу, а теперь начинает требовать и даже запрещать.
В это же время малыш «открывает» для себя новое действующее лицо, которое будет занимать в его жизни все больше и больше места,— своего отца. Из этого не следует, что до сих пор ребенок не знал отца, просто у него не было возможности видеть его. В течение первого года жизни малыша они «работали» в разные смены: папа приходит — малыш спит, малыш; проснулся — папа на работе (речь не идет о ребенке, который по ночам будит отца плачем: эти встречи не благоприятствуют их диалогу). Таким образом, в течение первого года отец видит своего ребенка в основном по выходным дням.

Комментарии закрыты.